Знаете ли вы, что
В 1988г Всесоюзным обществом «Знание» велись переговоры с IMAX о строительстве сферорамы «Омнимакс» в Москве, которая стала бы первой в СССР. Кроме того планировались съёмки фильмов об СССР по этой технологии, однако достигнуть договорённости не удалось.

Технология IMAX

Целью IMAX является увеличение разрешения изображения при использовании гораздо большего кинокадра. Чтобы этого достичь, 65-ти мм неэкспонированная киноплёнка проходит горизонтально через киноаппараты. В то время как традиционная 65 мм плёнка имеет площадь изображения равную 48.5 мм х 22.1 мм (1.91 х 0.87 дюймов) (для «Todd-AO»), в IMAX - изображение равно 69.6 мм х 48.5 мм (2.74 х 1.91 дюймов) по высоте. Для того чтобы экспонировать при стандартной скорости плёнки в 24 кадра в секунду, пленке нужно в три раза больше скорости чтобы пройти через киноаппарат в каждую секунду.

Протяжка позитивной киноплёнки большего формата 70 мм через кинопроектор оказалась трудной технической проблемой; традиционные 70-ти мм системы были недостаточно стабильны для увеличения в 586 раз. Проекция изображения IMAX использовала различные новшества. Уильям Шоу из IMAX адаптировал австралийский патент на механизм протяжки пленки, названный «бегущая петля», добавив «распылитель» сжатого воздуха для ускорения плёнки, и добавил цилиндрическую линзу в кадровое окно проектора для того, чтобы плёнка вакуумировалась относительно процесса проецирования (названа «полеспрямляющей», поскольку служит для выравнивания поля изображения), поскольку плёнка, фактически, касается «полеспрямляющей линзы». Линза в два раза больше плёнки и соединяется с поршнем пневмоцилиндра, поэтому её можно перемещать вверх или вниз во время работы проектора. Таким образом, если частички пыли попадут с плёнки на линзу, оператор сможет переключится на чистую сторону линзы одним нажатием кнопки. Линза также имеет «стеклоочистительный затвор», сделанный из фетра или материала, похожего на щётку, способного стирать пыль с линз, двигаясь вверх или вниз для поддержания показа «чистым».

Проекторы IMAX являются стабилизированными, это означает, что 4 принимающих шпильки зацепляют перфорацию по углам проецируемого кадра для получения наилучшего выравнивая. Шоу добавил стойки с кулачковым приводом для замедления каждого кадра с целью сокращения микроскопического дрожания во время «посадки» кадра на регистрирующие шпильки. Также затвор кинопроектора открыт на 20% больше, чем обычно, а источник света ярче. Поэтому кинопроектор IMAX является серьёзным оборудованием, вес которого достигает 1,8 тонн (2 малых тонны), высотой до 178 см (70 дюймов) и 195 см (77 дюймов) в длину. Ксеноновые лампы с короткой дугой сделаны из тонкого слоя плавленого кварца и содержат ксеноновый газ при давлении около 25 атмосфер (367 пси), поэтому необходимо, чтобы операторы надевали защитную нательную броню при работе с лампами или смене повреждённых ламп (например, из-за падения на пол), поскольку разлетающиеся осколки кварца в сочетании с высоким давлением ксенонового газа могут привести к смерти.

IMAX использует более прочную основу «ESTAR» (торговое название «Kodak» плёнки ПЭТ - полиэтилентерефталатной электроизоляционной пленки), но не по причине прочности, а для чёткости. Развитие химикатов не меняет размер или форму "ESTAR", а шпильки фиксации IMAX (в особенности в кулачковом механизме) являются неустойчивыми к отклонениям ведущей перфорации или толщины плёнки. Формат IMAX обычно называется "15/70" из-за 15 перфорационных отверстий на кадр 70-ти мм плёнки. Масса плёнки требует большие опорные диски в сравнении с обычными плёночными бобинами. Опорные диски «IMAX» варьируются по диаметру от 1,2 м до 1,83м для вмещения от 1 до 2.75 часов плёнки. Диски с 2,5-часовым фильмом весят 250 кг.

Для использования большей площади изображения, плёнка IMAX не включает в себя встроенный саундтрек. Вместо этого система IMAX определяет отдельную 6-ти канальную 35-ти миллиметровую магнитную плёнку, синхронизированную с основной плёнкой. (Такая оригинальная система магнитной полосы «mag-stripe» широко использовалась для дублирования или вставки студийного звука в смешанные саундтреки обычных фильмов). В начале 1990-х был синхронизирован отдельный цифровой 6-ти дорожный источник, использующий более точный импульсный генератор в качестве источника для стандартизированного временного кода для редактирования. Это развитие предзнаменовало появление обычного программного обеспечения.


 ПО работает так же, как и процессор для обработки цифровых данных DDP, с той лишь разницей, что аудио файл воспроизводится напрямую с жёсткого диска в виде единичного несжатого аудио файла с 6 каналами, которые распределяются напрямую в усилители, вместо использования методов перекодировки, как Dolby Digital. Во многих кинотеатрах IMAX колонки размещают сразу за экраном, а также распределены вокруг зала для создания трёхмерного эффекта.


Конструкция кинотеатров IMAX также значительно отличается от обычных кинотеатров. Увеличенное разрешение позволяет зрителям находится гораздо ближе к экрану – обычно все ряды расположены в пределах высоты экрана – в обычных кинотеатрах места располагаются в высоту от 8 до 12 размеров экрана. Также, ряды с сиденьями расположены под крутым углом (23° градусов в некоторых сферических кинотеатрах) так, чтобы зрители смотрели на экран прямо.


Поделиться: